Украина входит в число семи стран, принимающих активное участие в запусках ракет, а также участвует в наиболее амбициозных международных проектах, таких как программа освоения Луны (пока находится в стадии разработки). По количеству запусков космических аппаратов Украина, наряду с Францией и Китаем, занимает третье место в мире после России и США. Однако наша страна не является собственно запускающим государством, а лишь предоставляет пусковые услуги в рамках совместных проектов с зарубежными партнерами, таким образом ежегодно обеспечивая от шести до восьми стартов собственных ракет. При этом, в отличие от других стран, государственному бюджету эти запуски почти ничего не стоят.
По данным Национального космического агентства Украины (НКАУ), в прошлом году на плановую реализацию третьей Общегосударственной космической программы на 2003–2007 годы из госбюджета было выделено всего 65 млн гривен. «В прошлом году завод ”Южмаш” получил из госбюджета четырнадцать миллионов гривен, а налогов в тот же госбюджет уплатил сто восемьдесят шесть миллионов. Заводское оборудование изношено: оно не обновлялось еще с советских времен», — говорит директор Национального центра аэрокосмического образования молодежи Украины Виктор Хуторный.
Интеллектуальный капитал
Именно в Украине была создана легендарная межконтинентальная баллистическая ракета с разделяющимися боеголовками РС-20 (SS-18), которую в США назвали «Сатана». Ее проектировали в КБ «Южное», а выпускали на «Южмаше». «В конце 80−х этот завод производил до сотни ракет в год. Никто в мире не повторил и уже не повторит такого. Найденные тогда научные и инженерные решения были выдающимися», — считает глава Управления космических программ и научных исследований НКАУ Олег Федоров.
В советское время харьковский завод «Хартрон» разрабатывал уникальные автоматизированные системы управления для космических аппаратов. Так, система, установленная на космическом челноке «Буран», мировых аналогов не имеет.
В 1960−м в Евпатории был создан Центр дальней космической связи — одна из крупнейших радиолокационных станций в мире. Теперь она называется Национальным центром управления и испытания космических средств. В 70−е годы советские специалисты управляли оттуда луноходами. А в 1995−м украинские специалисты на базе Центра внедрили «однопультную схему», то есть метод управления космическими аппаратами из одного пункта — с территории Крыма. Эксперимент был проведен на спутнике дистанционного зондирования Земли «Січ-1».
Дистанционное зондирование Земли остается одной из приоритетных тем украинских специалистов в сфере космических исследований. Благодаря этим разработкам можно предупреждать пожары и наводнения, находить месторождения нефти и даже вычислять местонахождение преступников. Несмотря на высокую стоимость запусков спутников дистанционного зондирования, поставляемая ими информация по точности значительно превосходит данные, полученные другими методами, что в итоге помогает экономить. «Поддержка и развитие космических исследований позволяет многим направлениям науки и отраслям экономики решать принципиально новые задачи, такие как природопользование, ресурсосбережение, геологоразведка, экологический мониторинг, — утверждает Федоров. — Это стоит дорого, но такие исследования революционизируют науку и экономику».
Во времена СССР украинские ученые на десятилетия опередили мировую науку. В нашей стране еще существуют традиции, которые привели к появлению уникального научного опыта и инженерных решений. Но в последнее десятилетие отечественная космическая отрасль не развивается, так что уже в ближайшее время этот потенциал может быть утерян. Украина не в состоянии финансировать космические исследования на уровне США или Китая. Выход один — привлекать к активному участию в отечественных космических программах частный капитал. Так, даже американское правительство уже несколько лет работает именно в этом направлении.
Вложения в риск
Комиссия по реализации политики США в области освоения космоса, созданная в январе 2004 года, в докладе президенту страны главный акцент сделала на том, что современная космическая наука обязана своевременно обрисовывать новые коммерчески привлекательные перспективы. То есть одного процента от федерального бюджета для развития космической науки недостаточно, поэтому необходимо убеждать инвесторов, что акции компаний, участвующих в разработке космических технологий, будут неуклонно расти. Как утверждает Виктор Хуторный, каждый вложенный правительством Соединенных Штатов в космос доллар в итоге приносит десятикратную прибыль. Правда, не раньше, чем через пять-семь лет.
Профессор Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона Генри Хертсфелд говорит, что при значительных рисках (к которым относятся высокие авансовые затраты, минимальный возврат вложений, неподвластные тестированию рынки новых продуктов и услуг) инвестиции в космос дают уникальные преимущества, позволяя открывать новые производства, а также внедрять научные и промышленные ноу-хау. И хотя точно спрогнозировать объемы прибыли от внедрения того или иного ноу-хау никто не может, американские инвесторы знают: они могут быть баснословными. «Почему все цивилизованные страны хотят лететь на Луну? Уже десять государств разработали свои лунные программы, а Италия даже успела выделить миллиард долларов на освоение спутника Земли, — говорит Олег Федоров. — Каждое из них поставило перед собой эту амбициозную цель, потому что понимает: по дороге можно решить такое количество научных задач, которое обеспечит толчок всей национальной экономике».