Генеральный директор и основатель компании «Фильмотехник» Анатолий Кокуш получил в Голливуде два «технических Оскара», доказав на своем примере, что лучший союзник отечественного конструктора — свободный предприниматель
Из Лос-Анджелеса вернулись представители украинской компании «Фильмотехник», которые привезли две высшие научно-инженерные награды Американской киноакадемии (Scientific and Enginiring Award). Или, как принято говорить, «технических Оскаров». Украина в лице своих СМИ триумфально встретила новых национальных героев, о которых за неделю до этого не знала практически ничего. Полгода назад так же приветствовали молодого киевского кинорежиссера Игоря Стрембицкого, получившего в Каннах Золотую пальмовую ветвь в номинации короткого метра. Сначала — залп восторженных заметок и интервью, а спустя неделю журналисты, выстраивавшиеся в очередь к Игорю, забыли о нем ради следующего информационного повода.
Очень не хочется, чтобы такая ситуация повторилась с представителями «Фильмотехник», потому что мы еще полностью не осознали масштаб того, что произошло в Голливуде. Не будет большим преувеличением сказать, что эти высшие научно-инженерные награды гораздо важнее для Украины, чем «Оскар», который какая-нибудь наша кинокартина, будем надеяться, рано или поздно получит как лучший иностранный фильм года. Ведь Scientific and Enginiring Award вручают не за разовое достижение, а за разработку и создание устройств для фильмопроизводства, уже доказавших на деле свое огромное значение для мировой киноиндустрии и прежде всего для Голливуда (см. краткую справку о компании «Фильмотехник»).
Небольшая киевская фирма, занимающая этаж в одном из многочисленных корпусов киностудии имени Довженко и насчитывающая всего полсотни работников, добилась успеха, о котором десятки лет грезят инженеры и конструкторы, работающие в самых развитых мировых киноиндустриях. Причем речь идет об участии в фильмах big budget, попасть в которые человеку или компании со стороны почти невозможно. Потому что «Большой Голливуд» — это не только сумасшедшие деньги (правда, только для больших кинокомпаний, звезд, продюсеров и прокатчиков) и суперсовременные технологии, но и замкнутая каста профессионалов высочайшего класса с многолетними традициями лоббирования «своих людей» на всех уровнях. И тем не менее «Фильмотехник», о котором еще пятнадцать лет назад в Штатах никто не слышал, этого добился.
В поисках союзника
Первым и основным условием будущего международного признания компании «Фильмотехник» была уникальность производимого ею оборудования. Еще в 1991 году, когда украинцы первый раз привезли в Штаты тогда еще немногочисленные образцы своей кинотехники (сейчас ассортиментная линейка насчитывает уже около двадцати видов кинооборудования, каждое из которых после выхода на рынок тут же копируется конкурентами), американская киноиндустрия не могла предложить своим операторам ничего подобного. Однако бывший руководитель конструкторской группы производственно-экспериментальной лаборатории Киевской киностудии имени Довженко и нынешний генеральный директор компании «Фильмотехник» Анатолий Кокуш понимал: вывести свое оборудование на столь закрытый и конкурентный рынок он не сможет. Дома — другое дело, там кинематограф базировался не столько на деловой, сколько на дружеской основе. В 1990 году Анатолия Кокуша разбудил посреди ночи звонок знакомого кинооператора Вилена Калюты, работавшего в это время на съемках фильма «Урга» Никиты Михалкова: «С тобой будет говорить Никита». И — бодрый голос Михалкова: «Толя, Вилен мне показывал фотографии твоего операторского крана. Он здесь нужен мне через неделю». На недоуменный вопрос еще не проснувшегося Кокуша «где и когда?» — обычный для тогдашнего еще советского кино ответ: «В Китае. Через неделю». И кран прибыл из Киева в Китай в указанный срок (помог, особенно на таможне, авторитет Никиты Сергеевича), а оборудование «Фильмотехник» работало впоследствии практически на всех фильмах Михалкова. «Урга» Никиты Михалкова стала на постсоветском пространстве визитной карточкой оборудования «Фильмотехник». (Несколько лет спустя аналогичную роль для киевской фирмы сыграл в Голливуде суперблокбастер Джеймса Камерона «Титаник», оператор которого увидел ее технику на выставке в Лос-Анджелесе.)
Такой же принцип продвижения на кинорынке «из рук в руки» работал в те годы и на российском телевидении, которое в период разрухи кинематографа давало работу в основном компании Анатолия Кокуша. Она успешно засветилась со своей аппаратурой на съемках конкурса песни «Ялта-92», и тут же последовало приглашение на съемки Рождественских вечеров Аллы Пугачевой, а за ними цепь новых предложений. Так и дошли до репортажей с двух инаугураций Владимира Путина. А потом, когда кинопроизводство в России поднялось до советского уровня, «Фильмотехник» вернулся в российский кинематограф. Нашлась работа и в Украине. Однако в Голливуде такого расклада ждать не приходилось. И Анатолий Кокуш принял первое верное решение, которое определило дальнейшую судьбу компании «Фильмотехник», — начал искать себе американского союзника. Правда, блин вышел комом. Аппаратура, привезенная в 1991 году на лос-анджелесскую выставку SHOU-BIZ, благодаря компаньону-эмигранту из СССР бесследно растворилась в американских просторах. Следующая попытка была предпринята только в 1996 году и уже с партнером совершенно другого уровня — хорошо известным на американском кинорынке президентом компании по прокату кинооборудования Louma (LA) Энди Романовым.
На четырех стульях
Условия «пятьдесят на пятьдесят», которые предложил Энди Романов, были для киевской компании, только пытающейся выйти на рынок, вполне приемлемыми. Анатолий Кокуш и сегодня, когда «Фильмотехник» уже стал самостоятельным и заработал репутацию фирмы, участвующей почти во всех голливудских блокбастерах, по-прежнему сотрудничает со своими многочисленными зарубежными партнерами из расчета «фифти-фифти», считая это справедливым. «У нас — оборудование, у них — рынок», — говорит он. Дело в том, что его партнеры — крупнейшие в Англии, Франции, Канаде, Италии, Новой Зеландии и Австралии компании на рынке проката кинооборудования. Именно у них обычно арендуют оборудование для киносъемок создатели высокобюджетных голливудских и прочих фильмов.
Однако в работе с партнерами такого масштаба есть и свои недостатки. Оборудование производства «Фильмотехник», предоставленное им киевской компанией в лизинг, составляет лишь малую долю ассортимента прокатного кинооборудования «киномонстров». Работая с ним и рекламируя его, они не делают на нем акцент. И совсем не заинтересованы в продвижении на рынок всей ассортиментной линейки киевской фирмы.
Чтобы решить эту задачу, «Фильмотехник» открыл свое представительство в США, а затем в Голландии — европейский кинорынок Анатолий Кокуш считает одним из наиболее перспективных. В принципе, применяя такую маркетинговую политику, ничего нового он не придумал. Ноу-хау Анатолия Кокуша состояло в том, что политику эту осуществляла небольшая даже по городским масштабам фирма, считавшая каждый доллар.
Один из своих главных бизнес-принципов — максимальное расширение географии присутствия оборудования фирмы на мировом рынке — глава «Фильмотехник» объясняет так: «После того как мы привезли наше оборудование в Америку, я понял, что чем больше его будет в различных точках мира, тем больше мы будем получать обратной связи. Теперь у нас есть постоянная информация от съемочных групп (международных блокбастеров. — „Эксперт”), и мы очень быстро реагируем на все нужды кинопроизводства». Недавно один европейский партнер Кокуша сообщил: чтобы выиграть соревнование с западными конкурентами за право участия в съемках очередной серии «Гарри Поттера», киевская фирма должна срочно усовершенствовать свои стабилизированные головки. Работа была быстро выполнена, и две головки производства «Фильмотехник» участвовали в съемках одного из самых высокобюджетных фильмов в истории мирового кино.
Недавно о желании представлять «Фильмотехник» на своих кинорынках заявили кинематографисты из Японии и Бразилии. Это значит, что оборудование украинской фирмы будет представлено практически на всех континентах.
Еще одна важная составляющая ее успеха — диверсификация деятельности. Отечественная компания продвигает свое оборудование не только на мировые кино-и телерынки, но и на рынки автомобильной рекламы и мьюзик-видео. Диверсификация позволяет «Фильмотехник» чувствовать себя уверенно. Так, съемка автомобильной рекламы занимает аппаратуру на 10–15 дней, а фильм — на месяц-полтора, что, конечно выгоднее. Но, с другой стороны, после 11 сентября 2001 года, когда кинопроизводство в Голливуде пошло на спад, основной доход «Фильмотехник» давала именно автомобильная реклама. Кроме того, операторы и режиссеры, снимавшие на его оборудовании, переходя на новый рынок, «приносят» на него и аппаратуру киевской компании. Например, завоевание Америки началось именно с рынка автомобильной рекламы. А уже затем операторы, привыкшие к возможностям, которые давала аппаратура «Фильмотехник» во время съемки рекламных клипов автомобилей, продолжали использовать ее в голливудских блокбастерах. То же самое происходило и в Европе.
Кстати, немаловажная деталь: на рекламу своего оборудования в западных специализированных изданиях, предназначенных для профессионалов кинорынка, по словам Анатолия Кокуша, расходуется до половины зарубежных доходов «Фильмотехник».
На шаг впереди
Итак, первые два кита, на которых зиждется международный успех небольшой украинской фирмы, — уникальность производимого ею оборудования и правильная маркетинговая политика по его продвижению на рынок. Третий кит, без помощи которого первые два собрата вряд ли выжили бы в бурных голливудских водах, — правильно выбранный курс движения на высококонкурентном рынке.
Еще в 90-х годах, увидев на съемочных площадках американские подобия своего операторского крана «Каскад», уведенного компаньоном, Анатолий Кокуш на собственной шкуре почувствовал одну из главных особенностей современного западного бизнеса: любое технологическое конкурентное преимущество быстро сходит на нет, так как в условиях развитого производства конкуренты копируют его без проблем. С оборудованием «Фильмотехник», по словам Анатолия Кокуша, это происходит как в дальнем зарубежье, так и на постсоветском и украинском рынках. «Мы не можем не участвовать в выставках, — говорит генеральный директор „Фильмотехник”, — поскольку именно там завязывается наибольшее количество контактов. Но в то же время многие приходят на выставки прежде всего для того, чтобы скопировать оборудование. Например, в последний раз, когда мы выставляли „Радугу” (новый, только вывезенный на американский рынок вид оборудования для киносъемок. — „Эксперт”), японцы снимали на видео чуть ли не каждый винт. То же самое делают и многие другие фирмы. А потом на следующих выставках появляется оборудование, подобное нашему. Мы первыми привезли в Голливуд большие операторские краны — сейчас их делают уже три фирмы. Мы первыми привезли стабилизированные головки — и сегодня на американском рынке можно насчитать шесть фирм, выпускающих такое же оборудование. Пусть их головки другой конфигурации, но принцип работы один и тот же. Мы первыми привезли на американский рынок авторобот — и на сегодняшний день такие автороботы делают уже четыре фирмы». Бывает так, что конкурентами становятся бывшие коллеги. С одним из них, россиянином Львом Евстратовым, получившим в Лос-Анджелесе сертификат киноакадемии за технические достижения, отношения, по словам Анатолия Кокуша, будут выясняться в американском суде.
Что делать в ситуации, когда производственные и материальные возможности западных конкурентов «Фильмотехник», копирующих его технику, были намного выше, чем у производителей оригинала? Анатолий Кокуш принял решение, оказавшееся, как показала практика, единственно правильным — играть не на ценовом, а на интеллектуальном конкурентном преимуществе. «Фильмотехник», в отличие от многих украинских фирм, выходящих на международные рынки, не демпингует. Напротив, как уверяет Анатолий Кокуш, у них самые высокие цены в своем сегменте на американском рынке. Киевская компания выигрывает у конкурентов другим: надежностью изделий, новыми модификациями существующего оборудования и расширением ассортиментной линейки. «Те, кто скопировал мое оборудование, стараются сразу заполнить рынок. Я так не делаю. В этом, может быть, моя ошибка, но и мое преимущество. Пока они клепают большое количество экземпляров, я иду дальше. И никогда никого не пытаюсь копировать. Потому что это путь в никуда — пока ты кого-то копируешь, он успеет сделать что-то новое. Всегда надо идти на шаг вперед»,— говорит Анатолий Кокуш.
В конечном итоге именно эта стратегия и принесла ему и его товарищам выдвижение на «технических Оскаров». То, что небольшая украинская фирма каждый год привозит на самую престижную выставку кинооборудования в Лос-Анджелесе очередную новинку, не могло остаться незамеченным членами технического совета американской киноакадемии. Более того, они предложили Анатолию Кокушу сразу номинироваться за сумму всех инженерно-технических достижений. Эта номинация — за вклад в развитие кинотехнологии — самая главная среди наград американской киноакадемии, и за нее дают такую же статуэтку Оскара, как и во всех творческих номинациях. Однако генеральный директор «Фильмотехник» предпочел выставиться в категории «научно-инженерных наград» (пластинка с изображением Оскара) — в первую очередь потому, что они присуждаются не по совокупности достижений, а с указанием конкретных разработок. А это, в свою очередь, дает возможность активнее продвигать их на новые рынки. Ну и, наконец, еще одно важное обстоятельство, благодаря которому основателю «Фильмотехник» удалось добиться международного признания. Талантливый конструктор оказался не менее талантливым и при этом рисковым топ-менеджером. Многие ли его коллеги в середине 90-х согласились бы заложить свою квартиру, чтобы платить не долги, а всего лишь зарплату персоналу, обслуживающему оборудование твоей фирмы в Штатах? Думаю, что 99,9% решили бы, что Америка им просто не по карману, и продолжали бы скромно работать на небольшом, но зато родном отечественном рынке. Анатолий Кокуш свою квартиру заложил. И заработал двух «Оскаров».
P.S.
Компании "Фильмотехник" |
Компания основана в 1990 году, главный офис ее находится в Киеве на территории киностудии им. Довженко. Основное направление деятельности — разработка, производство и прокат операторской техники для кино и телевидения.
С помощью оборудования «Фильмотехник» были сняты сотни украинских и зарубежных фильмов, в том числе голливудские блокбастеры «Титаник» (реж. Дж. Камерон), «Война миров» (реж. Стивен Спилберг), «Код да Винчи» (реж. Рон Ховард) и др.
В феврале 2006 года представителям компании вручили в Лос-Анджелесе две высшие научно-инженерные награды американской киноакадемии («технические Оскары»). Их получили Анатолий Кокуш, Юрий Поповский и Алексей Золотарев за разработку гиростабилизированного операторского крана «Авторобот» (в Голливуде его прозвали Russian Arm) со стабилизированной панорамной головкой «Флайт Хэд». А награды за операторские краны серии «Каскад» и операторский кран с перемещающейся кареткой «Трэвелинг каскад» удостоен Анатолий Кокуш. |
|