Бронетехника Украины: итоги, потенциал, перспективы…
Перекомпоновка отечественных танков с применением АЗ в автономном модуле за башней.
КП ХКБМ имени А.А. Морозова разработало вариант модернизации серийных танков отечественного и зарубежного производства (Т-54/55, Т-62, Т-72, М60 и пр.) а также при создании новых танков «Ятаган». Возможна установка пушек калибра 120-140 мм без внесений существенных конструктивных изменений.
Автомат заряжения расположен в кормовой части башни и выполнен в виде автономного бронированного модуля. Модуль крепится на башне с возможностью вращения вокруг горизонтальной, вертикальной, или наклонной оси. Для доступа к проворно силовой установке достаточно вернуть модуль автомату заряжения вокруг оси на достаточный угол и зафиксировать его в этом состоянии. В случае поражения боекомплекта автомата заряжения уменьшается опасность распространения огня.
Боекомплект к пушке составляет сорок выстрелов (22 выстрела размещены в конвейере автомата заряжания в башне, 16 выстрелов размещены во вспомогательной боеукладке - корпусном конвейере, 2 выстрела находятся в боевом отделении).
Подобное размещение боекомплекта является существенным приемуществом, значительно снижающим вероятность поражения боекомплекта как по сравнению с отечественными танками, так и зарубежными («Леопард-2», «Леклерк» и пр.)
Применение автомата заряжения данной позволит повысить ремонтопригодность, уменьшить безвозвратные потери на поле боя и обеспечить возможность переоборудования под снаряды разных калибров.
В одной из емкостей размещаются гидроцилиндр с помощью которого осуществляют подъем и поворот относительно верхней кромки листа башни. В другой бронированной емкости размешиваются электрооборудования.
Защита бронированного модуля обеспечена с возможностью обеспечения рикошета при обстреле в пределах курсового угла ± 25°, что соответствует стандарту НАТО. Уровень бронирования автономного отсека автомата заряжания аналогичен уровню основных боевых танков зарубежных стран («Абрамс», Леопард-2», Леклерк»).
Дополнительным преимуществом технического решения является удобство эксплуатации. Это оговорено, во-первых, тем, что при необходимости проведения ремонтных работ МТВ (ремонт двигателя, трансмиссии и т. д).
бронированный тулуп поднимается и возвращается на петлях относительно кромки броневого листа, открывая при этом свободный доступ к блокам и агрегатам МТО.
Тяжелая боевая машина пехоты БТМП-84. Разработан в 2001 г. Представляет собой не имеющий аналогов в мире гибрид полноценного основного танка «Оплот» с сохранением его полного вооружения с десантным отделением. Особенностью конструкции машины является наличие в кормовой части корпуса десантного отделения, предназначенного для размещения 5 пехотинцев. Имеющаяся в корме корпуса машины дверца открывается налево, вниз выдвигается лесенка, а люк в крыше шасси над дверцей поднимается вверх, что позволяет пехотинцам быстро покинуть машину. БТМП-84 предназначена для ведения всех видов боевых действий совместно с танками. Считается, что машина обеспечивает подразделениям мобильность, защищенность и огневую мощь аналогично танковым частям. Недостатком созданных в Харькове БМП на базе танка считается малая вместимость десантного отделения, недостаточный обзор из него и трудность покидания машины под огнем (в случае БМТ-72, о которой будет сказано ниже).
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-84. Создана в 1997 г. на базе танка Т-84 и предназначена для эвакуации поврежденных и застрявших бронированных и других машин, их полевого ремонта, выполнения саперных работ и перевозки грузов на поле боя.
Основной танк «Аль Халид». После поставки партии украинских Т-80УД пакистанские военные продолжили разработку своего национального танка «Аль-Халид». За основу был взят китайский танк Тип-85, который выпускался в Пакистане серийно, но уже не мог удовлетворять современным требованиям. Китай не производил двигатель требуемой мощности и поэтому для танка планировалось установить дизель мощностью 1200 л.с. отечественного или западного производства. Наряду с украинским двигателем 6ТД-1 в Пакистане испытывали еще три прототипа танка с различными силовыми установками. Среди которых было МТО с английским дизелем Perkins Condor мощностью 1200 л.с., немецкие MTU-871/MTU-396 и TCM AVDS-1790. Все вышеперечисленные зарубежные двигатели не выдержали испытаний сурового жаркого климата юга Пакистана. Однако предпочтение было отдано украинскому МТО с двигателем 6ТД-1 (далее 6ТД-2). Пакистанские военные были давольны надежностью силовой установки Т-80УД, в которой был введен ряд усовершенствований. Силовая установка танка показала превосходную надежность в условиях экстремального пустынного климата восточного Пакистана. Производство установочной партии танков "Аль-Халид" осуществлялось на предприятии "Хэви Индастриз Тэксила" в Пакистане. Первая из машин установочной партии была собрана в марте 2001 года, а остальные - к июлю того же года. На танках следующих серий применяется моторно-трансмиссионное отделение с двигателем 6ТД-2, мощностью 1200 л.с. К 2007 году планируется изготовить 300 танков «Аль-Халид». Таким образом, весь парк современных пакистанских танков (Т-80УД и «Аль-Халид») унифицированы по МТО. За поставку двигателей украинские танкостроители получили еще 150 млн. долларов США.
В апреле 2006 года начались испытания танка "Аль-Халид" с целью возможной закупки для ВС Саудовской Аравии партии из 150 единиц. Ориентировочная стоимость поставки 600 млн. долларов США. Естественно при удачном исходе испытаний заказы на двигатели получит Украина. Отличительной чертой МТО с двигателем 6ТД-2 по сравнению с другими российскими и украинскими разработками является то, что трансмиссия обеспечивает 7 передних и 5 задних передач (БП обеспечивают дополнительно четыре передачи заднего хода и могут устанавливаться и в ходе модернизации МТО других танков). Это обеспечивает высокую скорость движения задним ходом со скоростью до 35 км/ч.
Предложения по модернизации
Основной танк Т-64БМ «Булат»
В период с 1991 по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд технических проектов по усилению защищённости и модернизации системы управления огнём танков Т-64БВ и Т-64БВ-1 до уровня танка «Оплот». При этом были проработаны три варианта модернизации.
Первый вариант заключался в установке универсальной модульной динамической защиты украинской разработки на серийные танки Т-64БВ и Т-64БВ-1. Шесть танков Т-64БВ-1 капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе в городе Харькове с макетом встроенной динамической защиты были продемонстрированы на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года.
Второй вариант модернизации предусматривал наряду с установкой динамической защиты, также и модернизацию системы управления огнем. Отличительной чертой танка было сохранение прожектора Л-4 прицельного комплекса ТО1-КО1. Два модернизированных танка, выпущенных ХЗТМ, так же были продемонстрированы на параде 24 августа 1999 года.
Третий вариант, по которому было решено осуществлять модернизацию танков Т-64 до стандарта БМ «Булат» заключается в установке на них универсальной динамической защиты «Нож» в комплекте с дополнительным пассивным бронированием, системы управления огнем 1А45 аналогичной устанавливаемой на танках Т-80У, Т-80УД и Т-90 и «Оплот». Опытный экземпляр танка был продемонстрирован на параде в Киеве 24 августа 1999 года. Таким образом, по показателям огневой мощи и защиты танк сравнялся с лучшими зарубежным аналогам.
В 2005 году вооруженным силам были переданы 17 танков (изготовленные в соответствии с госзаказам на 2004 год, в 2005 году заказа на БМ «Булат» был сорван по политическим причинам), поступившие в 1-ую танковую бригаду 8-го армейского корпуса, еще 19 будет модернизирован в 2006 году. В 2006 году из бюджета на модернизацию танков заводу им. Малышева выделяется порядка 100 млн. грн. (около 20 млн. у.е.). По данным на 2005 год цена модернизации одного танка составляла 2 млн. 300 тысяч. грв.
Модернизация Т-64 до стандарта «Булат» - первый крупный государственных оборонный заказ заводу им. Малышева, начиная с 1992 года.
Танк Т-64Б в цехах завода им. Малышева ожидает модернизации. 22 мая в 2006 г. Справа танк, модернизированный до стандарта БМ «Булат».
Фото КП «Завод им. Малышева».
Модернизирован танк Т-64Б (БМ «Булат») по основным техническим характеристикам является сравнимым с российским Т-90 и приближается к украинскому «Оплот» и имеет перспективы относительно последующей модернизации за счет установки более мощной силовой установки с двигателем 6ТД-1 или 6ТД-2., усовершенствованных прицельных приспособлений, системы активной защиты, более современной системы связи и навигации. Сроки эксплуатации модернизированного танка Т-64Б продлены на 15 лет, ресурс танка увеличен до 11 тыс. км. (как для нового танка).
В свете поступления на вооружения украинской армии модернизированного танка БМ Булат стоит кратко рассмотреть некоторые материалы, появившиеся о нем в прессе. Например, нельзя не прокомментировать появившуюся в интернет-издании «ОБКОМ» статью «Заплаты для «Булата», или Поношенная броня для украинской армии» где явно не обремененный техническими знаниями автор Павел Вольнов пытается рассуждать об этом танке.
Например, автор заявляет что «шестьдесятчетверки» считались безнадежно устаревшими и уж никак не укрепляли боевую мощь страны. И далее информирует, что на самом деле он всего лишь «один из». На том же Харьковском заводе создан куда более эффективный Т-84 «Оплот».
Прежде всего, автору вышеприведенных строк следует понять, что «оплоты» не производят вовсе не из-за того, что не хотят, а потому. Что стоимость модернизации Т-64 до стандарта «Булат» обходится в 4 раза дешевле производства нового танка БМ «Оплот» («Оплот» стоит 1. 684 млн. у.е., в то время как «Булат» в 416 тыс. у.е). При этом танк по основным характеристикам огневой мощи, защиты и подвижности лишь незначительно уступает новому танку «Оплот». Модернизация является основным направлением в развитии танков, как за рубежом, так и в России и Украине, например в ФРГ танки «Леопард-2» прошли несколько модернизаций. Последняя из них - «Леопард-2А6», в России производится модернизация танков Т-72Б и Т-80, Польша модернизирует свои Т-72 до стандарта ПТ-91А, так же поступает и Чехия, Словакия, модернизируя свои Т-72 как и подавляющее большинство других стран. Удивительно, что автор этого не заметил.
Списывать со счетов Т-64 пока рано, это основной танк вооруженных сил Украины, который даже в его не модернизированном виде способен выполнять стоящие перед ними задачи. Полностью заменить его на новый, в количестве хотя бы 350-400 единиц не представляется возможным по финансовым соображениям. Тем более модернизированный «Булат» ничем не уступает, а в некоторых отношениях и превосходит наиболее совершенные танки, находящиеся на вооружении у соседей Украины, такие как PT-91 "Twardy" (модернизированный Т-72М, Польша), TR-85M1 «Бизон» (модернизированный Т-55, Румыния), Т-72М2 и Т-72СZ (Модернизированные Т-72. Словакия и Чехия). Танк БМ «Булат» находится на уровне лучших российских образцов Т-80У и Т-90, а также по всем характеристикам, за исключением возможностей по ведению боя в темное время суток, таким зарубежным танкам как «Леопард-2А5» и М1А2 «Абрамс».
Основной танк Т-72. Т-72-120, Т-72МП, Т-72АГ
Программа модернизации предусматривает устранение отставания Т-72 по боевым характеристикам, огневой мощи и живучести от современных основных танков.
Наиболее глубоким вариантом модернизации танка Т-72 предложенным Украиной является модернизация танков по программе Т-72-120. Т-72-120 оснащен 120-мм пушкой КБМ2 (возможна установка пушки калибром 140 мм). В кормовой части башни танка размещен механизм заряжания в автономном модуле на 22 унитарных выстрела стандарта НАТО. Под оборотным полом размещена механизированная защищенная укладка.
Броневая защита украинского танка значительно повышена за счет установки универсальной динамической защиты корпуса и башни а также дополнительной пассивной защиты. Проведенные испытания динамической защиты показали, что она надежно защищает танк на расстоянии свыше 500 метров от поражения кумулятивными и бронебойно-подкалиберными боеприпасами НАТО. Танк Т-72-120 также оснащен КОЭП «Штора-1» или «Варта».
Система управления огнем устанавливается по желанию заказчика в вариантах отечественного и зарубежного исполнения. В первом варианте используется модернизованная СУО 1А45. Второй вариант - установка французской СУО "SAVAN-15". Увеличение подвижности на этом и других вариантах модернизации Т-72 обеспечена установкой двигателей 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. и 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. вместо штатного двигателя мощностью 780/840 л.с. (который не обеспечивает высоких характеристик при работе в жарких условиях).
Для модернизации предлагаются также две менее радикальные программы, с сохранением старого размещения автомата заряжения в корпусе. В программах модернизации используются многие основные компоненты танков Т-80УД и Оплот. Модернизации танка до конфигурации Т-72АГ, включает установку СУО 1А45, усовершенствования защиты танка и установку нового МТО с двигателями 6ТД-1 или 6ТД-2. По желанию заказчика на танк Т-72 при модернизации может быть установлен прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 с прицелом ТКН-5. Прицел ТКН-5 имеет встроенный лазерный дальномер и устройство ввода углов бокового упреждения. На танк устанавливается зенитная установка закрытого типа, обеспечивающая при закрытом люке эффективный огонь по наземным и низколетящим воздушным целям на дальности до 2000 м.
Тяжелый БМП БМТ-72
Боевые тяжелые машины пехоты (БМТ) предназначаются для ведения боевых действий как в составе танковых частей и подразделений, находясь с ними в одних боевых порядках, так и самостоятельно. При этом стрелки-десантники десантироваться и продолжить сражение в пешем строю. Применение БМТ, обладающих вооружением, защитой и маневренностью, такими же, как и у танков, обеспечивает тесное взаимодействие на поле боя танков и стрелков-десантников при наиболее полном использовании сильных сторон этих родов войск.
БМТ-72 создан на удлиненной семикатковой базе танка Т-72, после проведения комплекса мероприятий по его модернизации включающих установку дополнительной защиты на корпус и башню, и установку моторно-трансмиссионного отделения танка «Оплот».
Средний танк Т-54/55, Т-62. Т-55АГМ
Программа модернизации предусматривает доведение их боевых характеристик, огневой мощи и живучести и подвижности до стандартов современных основных боевых танков.
Модернизация танков Т-54/55, Т-62 проводится по направлениям повышения огневой мощи, защиты и подвижности. Модернизация может быть осуществлена по каждому из предлагаемых направлений в отдельности или в любой их комбинации.
Модернизация огневой мощи может быть обеспечена установкой 125 мм пушки КБА-3 или 120 мм пушки КБМ2, новой системой управления огнем, стабилизатора вооружения и пр. При этом танк оснащается автоматом заряжения в автономном контейнере в забашенной нише, в принципе, аналогичным тем, которые применяются на танке «Ятаган» и при модернизации танков Т-72-120 но рассчитанный не на 22 а на 18 выстрелов. При этом экипаж танка сокращается до 3 человек, при этом скорострельность не зависит от рельефа местности и усталости экипажа.
Модернизация силового отделения танка обеспечивается установкой двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. или 5ТДФМ мощностью 850 л.с. бортовых коробок передач, эффективными системами обслуживания.
Модернизация защиты проводится путем установки пассивной броневой защиты (комплектов) и встроенной динамической защиты (ВДЗ). Комплект дополнительной защиты (КДЗ) предназначен для повышения уровня защиты танка от кумулятивных и кинетических поражающих средств при минимально возможном увеличении массы танка.
Применение новейших устройств динамической защиты ХСЧКВ обеспечивает рост защищенности танка Т-55 от кинетических поражающих средств - в 3,5...4,3 (защита базового танка – 200 мм, защита модернизированного возрастает до 700 – 850 мм), что соответствует защите современных основных танков. Подобный рост защиты остается недостижимым для других разработчиков, которые обеспечивают стойкость танка на уровне 450-500 мм, что не достаточно для защиты от современных боеприпасов кинетического действия.
Повышенную стойкость в случае пробития основной брони обеспечивает усовершенствованная автоматическая система пожаро-взрыво-подавления, обладающая повышенным быстродействием обнаружения и ликвидации очагов пожара. Дополнительно производится реализация мероприятий по снижению заметности танка, повышению живучести экипажа и т.д.
Предложения по модернизации также разработаны для танков зарубежного производства, таких как М60. Модернизация может включать установку современной башни, аналогичной устанавливаемой на танке «Ятаган», двигателя 6ТД-2, комплекта динамической защиты для башни и корпуса.
Благодаря компактности украинских дизельных танковых двигателей стало снабдить ее новым отделением для размещения 5 пехотинцев. В отличии от проекта машины БТМП-84 сконструированной на основе шасси танка «Оплот» в корме корпуса которой предполагалась дверца позволяющая пехотинцам быстро покинуть машину на БМТ-72 посадка и высадка из БМТ-72 осуществляется через люки в крыше корпуса машины за башней. Данное решение сложно назвать оптимальным.
Источник: http://btvt.narod.ru/4/Ukraine/ukraina_1991_2006.htm |