Создание БТР и БМП
Технические и стратегические просчеты – БТР-3У и БТР-94
Еще одним направлением деятельности ХКБМ и завода им. В.А Малышева в 1990-е гг. стало создание БМП и БТР. В результате появились экзотические тяжелые БМП на базе танков Т-84 и Т-72 о которых было рассказано выше. Также были разработаны бронетранспортеры БТР-94 и БТР-3, которые, по сути, представляли программы модернизации БТР-80. Однако здесь предприятию сопутствовал не большой успех. Объясняется это, прежде всего причинами технического характера, обусловленными не оптимальной компоновкой БТР-70/80 на базе которых пытались создать перспективную машину.
В 1999 г. контракт на закупку 50 БТР-94 был заключен с Иорданией. По началу у заказчика возникли претензии к качеству БТР-94, которые в последствии были устранены. В 2004 году все БТР-94 были переданы в рамках помощи Иордании новой иракской армии.
В конце 2005 года завод им. Малышева (пользуясь своим статусом спецэкспортера) подписал контракт на продажу в Иорданию 150 боевых модулей для оснащения легкой бронированной техники.
БТР-4
Под впечатлением от пакистанского контракта ставка была сделана на танки и машины на их базе. Увы, на весьма переполненном рынке, в условиях при том и весьма не гибкой маркетинговой политики закрепить успех не удалось.
Если бы ХКБМ начало разработку БТР-4 и ЛТБМ «Дозор» раньше то ситуация с сейчас мола быть совершенно иной, даже не учитывая многомиллионные контракты на поставки колесных боевых машин категории до 30 тонн (Польша, Финляндия, Чехия и пр.) в Европейские страны доля поставок качественных машин данной категории в страны Азии и арабские государства могло бы кардинально улучшить положение ХКБМ. БТР нового поколения БТР-4 был впервые представлен в 2006 году на выставке «Аэросвит-21». Безусловно, работы над машиной подобного класса были начаты с большим опозданием.
Компоновка БТР-4 полностью отличается от всех ранее созданных отечественных БТР (БТР-60/70/80/90). Отделение управления размещено в передней части корпуса, силовое отделение расположено с левой стороны за спиной водителя и снабжено проходом по правому борту в десантное отделение. Далее размещено десантное отделение с двухстворчатыми дверями для высадки десанта. Для командира и водителя имеются двери в бортах с встроенными пуленепробиваемыми стеклоблоками. Лобовые стекла также представляют собой пуленепробиваемые стеклоблоки, которые, могут закрываться бронированными крышками.
Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 тонн (19.3 тонн с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 тонн (защита от снарядов 30-мм пушек). Десант БТР-4 составляет восемь человек и трое членов экипажа. Силовая установка состоит из двухтактного дизеля 3ТД мощностью 500 л.с. с автоматической гидромеханической трансмиссией. По желанию заказчиков возможна установка двигателя фирмы Deutz с мощностью 489 или 598 л.с. На базе БТР-4 возможен выпуск машин различного назначения: машины огневой поддержки, командирской, санитарной, зенитной, боевой разведывательной машины или ремонтно-эвакуационной машины.
Альтернативные предложения
тяжелые БМП/БТР
Новая машина на базе Т-64 была создана специалистами ДП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод". Базовая машина для семейства боевых и вспомогательных машин создана путем «разворота» танка Т-64 моторно-трансмиссионным отделением вперед, удалением с него башни и оборудования десантного отделения. В итоге получился УМР-64, на которой могут размещаться до 15 функциональных модулей массой до 22 тонн. Одним из вариантов является создание на его базе тяжелой БМП с десантом до 10 человек и необитаемым боевым модулем. В базовом варианте БМП весит 32,5 тонны. На базе машины также предполагается создать универсальную машиной боевого снабжения (УМБП-64), высокозащищенную командно-штабную машину с весом до 41 тонны, 120 миллиметровый самоходный миномет и другие машины.
Для посадки и высадки десанта БТР снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса. Это выгодно отличает данную разработку Харьковских танкостроителей от конкурентов как на Украине так и в России. В отличии от специалистов ХКБМ конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода не пытались совместить несовместимые вещи – танк и БТР, в результате чего, получая малоприменимую конструкцию, которая не выполняла в полном объеме функций ни того не другого. От российских тяжелых БТР (БМО-Т, ДПМ-72) украинская машина выгодно отличается большей вместительностью десантного отделения и значительно лучшими условиями для десантирования и посадки в машину.
БТР-64Э. Фото Дмитрий (DPD).
Таким образом, на базе Т-64 вместо их утилизации предприятие во главе с В. Федосовым создало ряд специальной техники, в первую очередь для инозаказчика, чтобы покупатель мог выбрать тот товар, который ему по нраву.
Автономный модуль с передним размещением МТО с целью создания на его базе различных машин военного (тяжелые БТР) и гражданского назначения разработанный заводом ім. В. О. Малишева, который в свое время участвовал в конкурсе на создание тяжелого БМП для иорданской армии на базе танка «Центурион». Тогда конструкторы пошли простым путем установки на него компактного дизеля 5ТДФ/М, что обеспечивало в корме корпуса небольшой люк для высадки десанта. Однако заказчик предпочел более дорогую машину собственной разработки – «Темсах». Для обеспечения пехотному отделению возможности безопасного спешивания из кормовой части машины была разработана машина с передним размещением двигателя. Чтобы достичь этого без конструктивных изменений корпуса базового танка с кормовым размещением двигателя, он используется так, что в своем новом виде конструкция передней части корпуса танка была репрофилирована (кормовая часть танка стала передней частью). Для использования танка в таком виде изменено направление вращения бортовых передач, геометрия подвески также отрегулирована для сохранения распределения натяжения гусениц. Командир и водитель перемещены на приподнятых рабочих местах за перегородкой моторно-трансмиссионного отделения.
Автономный комплекс
Руководство ДП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод", где Т-64 проходил капитальный ремонт и модернизацию (до стандарта Т-64БМ2), считает, что у танка есть перспективы на внешнем рынке, также был предложен вариант создание на ее базе целого семейства машин – тяжелого БМП/БТР, машины поддержки, самоходного миномета, командно штабной машины, универсальной машины боевого снабжения. Все эти машины, наряду с основным модернизированным танком Т-64Б могут стать основой автономного комплекса бронированных машин на единой базе танка. Таким автономным комплексом может быть мощный бронетанковый комплекс на базе танка Т-64, в том числе входящий в состав любых формирований сил общего назначения, способный выполнять тактические задачи в отрыве от тыловых баз. Представьте, насколько можно упростить процессы поддержки боеспособности, технического обслуживания и ремонта техники подразделов и частей Сухопутных войск Украины, если унифицировать базу основного танка, боевой машины пехоты бронированного ремонтно-эвакуационного средства, командно штабной машины санитарно эвакуационной и машины материального обеспечения. Кроме этого в комплекс войдут полевая артиллерия, комплексы противовоздушной обороны, разведывательные комплексы. Все это предлагают специалисты Харьковского бронетанкового ремонтного завода. Не просто предлагают - сделаны отдельные образцы и эскизные проекты.
Концепция автономного разведывательно-ударного комплекса является основной в развития военно-технической концепции системы бронированного вооружения нового поколения. Это создание семейства унифицированных образцов на базе единого шасси (объединенных в единое информационное пространство). Таким образом, в начале 21 века образцы бронетанкового вооружения снова адаптируются к изменившимся условиям и превращаются в наземные боевые высокозащищенные машины, являющиеся элементом единой системы вооружения. При этом они сохраняют главную отличительную черту - высокую степень универсальности, позволяющую решать разнотипные боевые задачи во всех видах боевых действий и эффективно взаимодействовать с другими боевыми средствами.
В этом аспекте стоит взглянуть на мнение специалистов 38 НИИ МО РФ и Омского КБТМ. Аналогичной концепции придерживаются и специалисты ФРГ. Подробнее см. Автономный комплекс бронированных машин - Трансформация бронетанкового вооружения в современных условиях.
Однако инициативу Харьковских ремонтников по возможному экспорту семейства машин на базе Т-64 совсем не радужно восприняли в Центральном бронетанковом управлении Украины, было заявлено, что задание харьковчан - ремонтировать технику, а не рассуждать относительно ее экспорта.
Кроме того, следует отметить, что модернизация танков Т-64Б до стандарта БМ «Булат» или Т-64БМ2, которая может производится на предприятиях МО Украины за значительно меньшие средства, это отмечают как директор ДП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод" В. Федосов так и директор концерна "Техвоенсервис" Леонид Шоломицкий. По крайней мере, разумным было бы разделить эти задачи между ними и заводом им. Малышева в пропорциональном порядке.
Тем временем бронетанковые ремонтные заводы МО Украины сейчас в основном заняты работой над ремонтом и модернизацией бронетехники для иностранного заказчика - Пакистан, Китай, Иордания, Алжир, африканские страны и пр.
Киевский бронетанковый завод дает вторую жизнь и Т-72. Результативность стрельбы, достигнутая с расстояния три километра была равна 97% - и это при том, что стрельба велась в движении и при очень высокой температуре воздуха.
Конкуренты на внешнем рынке
На внешнем рынке основными конкурентами украинских танков выступают примерно аналогичные им по цене и в целом по основным характеристикам танки представляющие подход отечественной школы танкостроения, это, прежде всего Т-90, польский ПТ-91, китайский Тип-96.
Т-90 был создан в конце 80-х как глубокая модернизация танка Т-72Б. В 1989 года УКБТМ передал на испытания первые четыре танка, в последствии получивших название Т-90. Основным отличием танка от Т-72Б было наличие автоматизированной СУО позаимствованной с танка Т-80У/УД, до этого Т-72 автоматической СУО не оснащались. Танк также оснащался встроенной динамической защитой «Контакт-5», а в последствии и КОЭП «Штора-1». При этом конструкция танка в целом была аналогична танку Т-72Б, оснащенного литой башней и двигателем мощностью 840 л.с. В ответ на продажу Украиной Пакистану в 1996-99 году 320 танков Т-80УД индия в срочном порядке решила восстановить баланс сил (на тот момент индийским танкистам просто не чем было бороться с Пакистанскими Т-80УД, которые на голову превосходили их Т-72М и Т-55) и закупить в России партию Т-90С (экспортная модификация Т-90). В 1999 г. 3 машины Т-90С принимали участие в испытаниях в Индии, из них одна с литой башней и 2 новые со сварными башнями. Испытаний российских танков Т-90С, прошедших в пустыне Раджастхан, по мнению индийской стороны, оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям. Согласно докладу, на который ссылается индийский источник "Политикал ивентс" (Political Events), двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности. Но в итоге в Дели все-таки не отказались от закупок новых российских танков. Кроме того, из-за отсутствия кондиционера за последние четыре года из-за этого оказались непригодными к использованию 80-90 СУО, которая стоит почти 20% всей стоимости танка, попытки решить эту проблему до сих пор не увенчались успехом. Таким образом, поставка украинских танков в Пакистан, по сути, реанимировало российское танкостроение, которое в те годы находилось в глубочайшем кризисе – стоял вопрос о сворачивании мощностей по производству танков на Уралвагонзаводе.
Так что же представляет из себя Т-90 по сравнению с украинским танком «Оплот»? В плане бронезащиты украинский танк не только значительно превосходит Т-90, оснащавшиеся литой башней, но и новые Т-90, которые начали оснащать сварной башней. Сталь с ЭШП, из которой изготовлена конструкция башни танка «Оплот» обеспечивает прирост стойкости на 10-15 процентов по сравнению со сварной башней из броневых сталей средней твердости применяемой на танках Т-90С, которые были поставлены в Индию. Крыша башни украинского танка выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства, в отличие от Т-90С, у которого крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. Также довольно странным является то, что Т-90 имеет конструктивно более низкую защиту башни, по отношению к корпусу (теоретически должно быть наоборот). Также стоит отметить улучшенную архитектура «Оплота», снижающая эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели и средства снижения заметности в радиолокационном и ИК-диапазоне длин волн. Т-90С имеет в 1,2…1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя - на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения, обнаруживается средствами разведки с большей дальности. Т-90С, при внешней схожести с Т-84 выглядит более архаичным.
В плане огневой мощи украинский и российский танки фактически равноценны, так как используют по сути, одинаковую систему управления огнем с незначительными модификациями. Тем не менее, стоит отметить наличие в составе СУО танка «Оплот» прицельно-наблюдательный комплекса командира ПНК-5 "АГАТ-СМ" с встроенным лазерным дальномер и устройством ввода углов бокового упреждения (УВБУ), ПНК-5 повышает эффективность ведения огня командиром на 20-50% и вдвое снижает время на подготовку выстрела. Также для обеспечения стабильной точности стрельбы на украинском танке установлена СУИТ-1, производства КБ «Луч» (такие разработки существуют и в России, но появились позже и на экспорт пока не предлагались). В дополнение к этому на «Оплоте» имеется датчик измерения начальной скорости снаряда, позволяющим измерять указанную скорость при каждом выстреле пушки и затем вводить информацию в танковый баллистический вычислитель комплекса управления огнём с целью автоматического учета поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.
В плане подвижности двигатель В-84 значительно уступает украинскому 6ТД-2 как по мощности, так и по в надежности условиях пустыни при температурах окружающей среды и удобстве эксплуатации. В последние годы российским разработчикам удалось догнать украинский дизель по мощности (В92С2 -1000 л.с. и В99 1200 л.с.), однако дальнейшее форсирование двигателя представляется малореальным. В то же время украинский дизель 6ТД-3 может развивать мощность до 1500 л.с.
Выводы
В 2004 году ГП "Завод имени Малышева" выполнил государственный оборонный заказ по модернизации бронетанковой техники–танков БМ «Булат», это был первый оплаченный государством заказ на поставки бронетехники для армии с 1992 года, когда были поставлены 44 танка Т-80УД «Береза».
Поставленные в 1999 году и показанные на параде танки «Оплот» изготовленные по заказу украинской армии, были изготовлены за счет собственных средств завода. Зря тогдашний директор завода Григорий Малюк надеялся, что в этом году с нами рассчитаются…не помогли и визиты к президенту, который нашел более подходящий выход – просто уволить директора … за неуплату зарплаты работникам завода, который планировал подать иск на правительство, если оно не оплатит до 4 августа госзаказ на выпуск «оплотов». Еще одно объяснение столь оперативным и решительным действием властей является несговорчивость гендиректора в вопросе поставки в США танков с динамической защитой «НОЖ», как заявил гендиректор, американцы закупают два-три экземпляра для обрабатывания средств поражения. Директор отверг предложение поставить танки в качестве мишеней, в результате чего, не исключено раскрытие определенных свойств машины. Позднее 4 танка были поставлены в США.
В бюджете на 2004 год на модернизацию танков Т-64 БМ "Булат" предусмотрено 40 млн. грн. В 2004 году завод им. Малышева выполнил заказ на изготовление для украинской армии 17 танков "Булат", в 2005 году танки были переданы в войска.
Передача 17 танков «Булат» в 1-ую танковую бригаду 8-го армейского корпуса в 2005 году. Фото МО Украины.
Однако в связи с обострившейся политической ситуацией и началом политических междоусобиц в 2005 году пострадал и завод им. Малышева – основной исполнитель заказа по модернизации Т-64. Строка на выделение в 2005 году 120 млн. грн, которые были выделены правительством Януковича на продолжение модернизации была вычеркнута из бюджета и тем самым завод оказался без госзаказа. Таким образом, пустующие площади для производства танков приносили заводу большие убытки, а основные средства поступали от производства сельскохозяйственной и горнодобывающей техники, такие как поставки в Китай бурошнековых машин и производство комбайнов «Обрий», а также поставки дизелей для «Укржелезнойдороги» и буровых вышек и трубоукладчиков для "Нефтегаз Украины". Сейчас возможно также разделение гражданского и специального производство завода с возможной его последующей приватизацией.
Премьер министр Украины Ю. Тимошенко Украины на заводе им Малышева. Фото Сергей Козлов
Украинскому руководству необходимо осознать, что сохранение и нормальное функционирование ГП "Завод имени Малышева" и ХКБМ им. Морозова является важнейшей задачей для сохранения Украины как развитой индустриальной державы. Без государственного оборонного заказа это не возможно, руководству необходимо также осознать, что для коммерческого успеха перспективных высокотехнологичных разработок необходимо их принятие на вооружение и поставка, хотя бы в небольших количествах в войска. Никакой зарубежный заказчик не будет тратить деньги на закупку высокотехнологичных комплексов активной и динамической защиты, управляемого вооружения и пр. если они существуют в единственных экземплярах и не находятся на вооружении армии Украины. Это, прежде всего, относится к новым разработкам КАЗ «Заслон», ДЗ «Нож», перспективных ТУР и других перспективных разработок.
Автор: Андрей © BTVT.narod.ru
Источники:
Газета «Народна Армія» 2006.01.03. «З прицілом на закордонний ринок...»
Газета «Войско Украины» 2005 №10. «Булат у стилі Модерн»
Журнал "Экспорт Вооружений" № 5. 2005. «Производство бронетехники на Украине: славное прошлое, кризисное настоящее, туманное будущее№
ВПК №№4 (21) 2-4.02. 2004. «Необходим реализм в оценке потенциала украинского ВПК и политики официального Киева».
Центр исследований армии конверсии и разоружения. 08.08.2001. «УСЛУГИ КИЕВСКОГО БРОНЕТАНКОВОГО ЗАВОДА ИНТЕРЕСУЮТ МАКЕДОНИЮ, ПАКИСТАН, КИТАЙ, ИОРДАНИЮ И АЛЖИР»
Патенты Украины № 49978, 22363, 73006, 50850, 32621.
Источники фото: http://kharkivoda.gov.ua http://www.mil.gov.ua http://unian.net http://armor.kiev.ua/
Источник: http://btvt.narod.ru/4/Ukraine/ukraina_1991_2006.htm |